Преданья старарины глубокой

Подготовила
Мария Летушева

В этой рубрике вы прочитаете пересказ лекции Майкла Пирса, профессора истории
церкви, писателя и публициста о появлении христианства на Руси и рассказ Ольги
Лихачевой, который отражает события, описанные в Повести временных лет.

В каждом христианском народе есть истории о том, как ужасный и жестокий правитель-язычник, обращаясь в христианство, изменяется и становится мудрым и добрым царем. История Владимира очень сход- на с сюжетом о короле франков Хлодвиге, который был жесток и кова- рен, но под воздействием проповеди своей жены, римской принцессы, обратился в христианство. Причем в истории Хлодвига тоже присутст- вует обет принять веру в «Бога Клотильды», если тот дарует ему победу над врагом. Подобный поворот событий есть и в биографии Константи- на Великого, который перед войной с Максенцием увидел в видении крест со словами «Сим побеждай» и победил, призвав имя Христа.

Должны ли мы верить в это? Или нужно принимать подобные истории как легенды? А может, все это политика, под которую услужливые ле- тописцы «подогнали» благочестивые мотивы?

Приходится признаться, что нам здесь и сейчас трудно полностью поверить во все эти истории. Во-первых, чудеса выглядят именно что «подогнанными». Владимир ослеп и прозрел чудесным образом перед крещением - прямо как Апостол Павел. Причем если нам скажут какие- нибудь ученые, что подобное явление может произойти от нервного перенапряжения или от большого эмоционального всплеска положи- тельного характера, то мы подумаем, что именно так все и было, толь- ко чудес тут никаких нет. Затем признаемся, что слишком велико было искушение приписать отцу-основателю русского православия такое классического вида свидетельство: был жесток, развратен и темен, затем Дух Божий коснулся его, и вот он уже благочестивый и заботли- вый муж и царь, просветитель, бедных кормит и даже разбойников каз- нить боится по благочестию своему.

К тому же византийские правители и иерархи имеют в истории репу- тацию плохую, и принцессу Анну легче представить интриганкой, чем благочестивой христианкой. И вообще, слишком близкие отношения церкви и государства всегда вызывают подозрение, и не без основа- ний. Но, даже имея в виду все это, не будем уподобляться брюзге, ос- тавим хоть маленький шанс чудесам.

С другой стороны, читая пересказ лекции Майка Пирса, будем по- мнить, что он также критически подходит и к истории других стран. Кро- ме того, его позиция в целом отражает идею о том, что слияние церкви и государства (Ветхозаветная модель религиозного устройства) только вредит и тому и другому. Новозаветная модель определяет церковь как союз политически независимых общин, объединенных не под главой единого иерарха или политического властителя, а основанных на доб- ровольном принятии христиан подчинения Христу как своему Царю.

Сегодня мы знакомим вас с руководителем Центра Семьи Масленниковой Галиной Александровной и работой самого Центра, который существует уже 5 лет. Главная цель деятельности Центра — укрепление института семьи в России и поддержка каждой конкретной семьи, которая обращается в Центр. Институт семьи в России переживает кризисный период. Следствия этого кризиса проявляются в следующих явлениях: возрастает число одиноких людей, детей, выросших в неполной семье — только с мамой или только с папой и другие проблемы. Мы попытались рассмотреть подробно хотя бы некоторые вопросы.

Святой князь Владимир Красно Солнышко

Святой князь Владимир Красно Солнышко

(пересказ книжки Ольги Лихачевой, изданной
по благословению Архиепископа Пермского
и Соликамского Афанасия)

Всоседях с Киевской Русью были государ- ства с разными рели- гиями: мусульмане, хазары, принявшие иудаизм, греки - хрис- тиане и все они хотели склонить кня- зя Владимира в свою веру. Постепен- но князю открылось как несовремен- но и приземленно язычество, и, рас- суждая со своей дружиной и бояра- ми, какую религию им избрать, оста- новился на христианстве. Когда же посланные гонцы вернулись и стали описывать красоту и роскошь визан- тийской столицы, прекрасные хра- мы и дворцы, греческое богослуже- ние и что они чувствовали себя слов- но на небе, то Владимир окончатель- но решил креститься в христианство. И, может быть, чтобы всё увидеть самому, он собирает большое вой- ско и идет воевать с греками. Велика и неприступна ока- зывается крепость Корсунь на Черном море. Владимир по- нимает, что взять ее нет ника- кой возможности. И вдруг ле- тит из-за стен города стрела с запиской, а в ней некий Анастас объясняет, что с вос- точной стороны идет к горо- ду труба с водой, и если её пере- крыть, то крепость останется без во- ды. И сказал тогда князь: “Если всё получится и овладею Корсунью, то крещусь”. И все вышло как и хо- тел князь. Руссы вошли в город и ста- ли бесчинствовать в городе, убили князя и княгиню. Князь Владимир ликует и решает породниться с са- мим императором Византии. Тогда в Константинополе правили два брата-императора, и была у них сес- тра Анна, на ней и хотел жениться Владимир. Послал он гонца к импе- раторам, а они ему отвечают: “Не можем отдать сестру язычнику. Кре- стись, тогда и женись”. Ответил тог- да им князь, что давно собирается креститься и, если они пришлют ему сестру их вместе со священниками, он тут же крестится.

Приплывает корабль в Корсунь, встречают царевну торжественно, ликуют и русские и греки, только князь не радуется - ослеп и невесту не видит. Пожалела Анна Владими- ра, взяла за руку и говорит: “Крес- тись, князь, и исцелит тебя Господь, поверь мне”. Князь поверил, и про- изошло чудо, когда возложили на него руки иерархи и призвали Духа Святого, то прозрел князь Влади- мир. Восславил тогда князь Бога и возлюбил его всем сердцем. Пове- рили и крестились в то время мно- гие из дружины и бояр.

Венчался князь с царевной Анной в том же храме и, давая обеты Богу, почувствовал, что теперь у него бу- дет одна жена, а все другое грех.

Уходил князь Владимир из Киева одним человеком, а вернулся дру- гим. Он решил, что как можно быст- рее Русь должна стать Христовой, поэтому приказывает срубить и сжечь всех идолов, которых сам когда-то и понаставил по всей земле русской. После этого Владимир не может долго ждать и издает указ кре- ститься всем жителям Киева, а кто не придет - враг князю! И почти весь город стоял в Днепре, а на берегу священство, епископы, князь с боя- рами и княгиней молились о благо- дати Божьей.

Но и на этом не остановился князь. Он посылал проповедовать Евангелие неграмотным и крес- тить; были открыты школы при храмах, где обучали читать и пи- сать, на княжеском дворе кормили и поили голодных и нуждающихся, больным еду привозили на дом. И много других угодных Богу дел сотворил князь Владимир, и силь- но любили его за это и бояре, и дружина, и простые люди.

Продолжение можете прочесть в газете. Газету вы можете приобрести в церкви “ Роса ” .

Обзор номера
На основную страницу "Харизма-новости"