Был ли Апостол Павел римским гражданином? Евгения Игнатьева
Ли ч н о с т ь Павла окру- жена загад- ками. Даже этот вопрос в ы з ы в а е т много споров. Многим он представляется решенным хотя бы потому, что мы вряд ли согласимся с пред- положением, что Павел стал бы врать. Какие аргу- менты ставят под сомне- ние римское гражданство апостола? Во-первых, тот факт, что Павел работал ремеслен- ником. Подобный труд среди римских граждан считался позором. Если у них не было состояния или «престижной» умст- венной профессии, они предпочитали не мараться и ожидать, пока тот, кто по- богаче, снабдит их «хлебом и зрелищами». Павел же не стеснялся работать руками. Это противоречие разре- шается легко. Дело в том, что Савл был продуктом иудейского воспитания, а даже самые богатые фа- рисеи обучали своих детей ремеслу. Среди них было много предпринимателей, и иудейское отношение к труду сильно отличалось от римского. Кроме того, Павел сам говорит о своих мотивах в одном из своих посланий. Он не хотел быть никому обузой и поэтому трудился, зара- батывая себе на хлеб и подавая пример другим. можно, обратился в хрис- тианство благодаря про- поведи Савла. Проконсул поддерживал потом и миссию апостола. В Ри- ме это было нормальной практикой - присоеди- нять себе различные име- на, в частности имена по- кровителей. Представите- ли власти иногда выража- ли поддержку провинциа- лам, передавая им свои имена. Но его новое имя не является заменой ста- рого. Греческое имя про- сто добавлялось к семит- скому имении и часто вы- ражало перемены, про- изошедшие в жизни чело- века. Выбор имени Павел вряд ли не связан с жела- нием апостола предста- гражданство Павла не подвергалось сомнению, а в незнакомых местах чтоб в тебе признали рим- ского гражданина, нужно было выглядеть соответ- ственно. Вид Павла, ско- рее всего, не подтверждал того статуса, который он имел: он не носил тоги, не брил бороды, не имел статной гордой осанки, был смугл и… не чтил рим- ских богов. Но если принять версию об отсутствии у Павла гражданства, то придется ответить на вопрос, как он оказывался в таких местах, как ареопаг? Что служило ему пропуском в дома вли- ятельных людей в других, кроме Иудеи, Римских про- свободой передвижения, которая нужна была ему для его миссионерских по- ездок. И, конечно, мы полага- емся на слово самого Пав- ла. Какие мотивы застави- ли бы его соврать? Врать властям ради спасения было опасно - они могли бы рассердиться еще больше. Чтобы он сделал это из гордости, тоже не- вероятно - Павлу на все эти регалии было напле- вать. Если у вас остались сомнения - воля ваша. А нам этот вопрос пред- ставляется решенным. |
||
Обзор номера На основную страницу "Харизма-новости" |