Положение женщины в церкви в разные времена Анна Жуковская Навеяно многоразличными семинарами, разного вида литературой, историей рассказанной Сатириконом и другими историями такого же рода, начиная от Салтыкова-Щедрина… Содержит между прочим и серьезные мысли. Можно ли считать, что ис- т о р и и церкви н а ч а - лась без женщин? Были ли они при сошествии Свято- го Духа в день Пятидесят- ницы? Об этом и говорить нечего. Женщин тогда все равно не считали. Так пря- мо и писали везде: «не счи- тая женщин и детей». Хотя в Библии очень много раз- ных слов и выражений, многие особенно выделя- ют именно эту фразу и следуют ей настойчиво. В апостольские времена и в начале времени первой церкви Писания еще не были так распространены (а некоторые не был даже и написаны), поэтому столпы церкви этой фразы еще не прочитали и отно- сились к женщинам по-че- ловечески. Все они были единодушно вместе, и присутствие женщин было для этой компании весьма полезно. Пользуясь тем, что их за людей не считали, женщины могли позволить себе некоторые вольности: присутствовать при казни Иисуса, пойти ко гробу Спасителя и пр. Мужчины, напротив, этого позволить себе не могли, потому что с них спрос был самым строгим. По- том они, впрочем, заметно осмелели, но, помня о том, что женщина всегда может пригодиться, предпочита- ли относиться к ним хоро- шо. Так как в то время был распространен апостол Павел, причем лично, а не в письменном виде, то все прислушивались к его сло- вам о том, что во Христе нет ни мужчин, ни жен- щин. Живой, он свободно говорил и к нему всегда можно было обратиться за разъяснениями. Потом он записал эти слова, но он еще написал и другие сло- ва, которые понять было не просто - разгорелся бо- гословский спор. Закончи- ли тем, что решено было перенести богослужения в отдельные храмы (в ос- новном переделанные из языческих) из домов, где хозяйничали женщины, и таким образом проблема разрешилась сама собой. Женщины посмотрели на переезжающую церковь, поняли, что толку от нее не будет и решили, что до- ма у них есть дела поваж- нее. Женщины всегда были занятыми людьми. Потом выдвинулись разные Отцы церкви. Они были люди, в общем, не- плохие. Но с женщинами у них были проблемы. Им не везло. Один соблазнял женщин до своего обра- щения и поэтому после стал их недолюбливать. Другой заметил, что сам он уже почти отрешился от всего земного, но неко- торые части тела еще тя- нут его в преисподнюю при виде женщин. К чести его нужно сказать, что он нашел выход, от которого пострадал только он сам - избавился от оных частей тела. К тому же появились разные ереси, и разгорел- ся богословский спор - про женщин забыли. На- столько основательно за- были, что когда на пап- ский престол взобралась женщина - никто этого да- же не заметил. Они давно не видели женщин, а опи- сания не сохранилось - так что все решили, что это просто необычный мужчина. Так они заложи- ли основание для религи- озной терпимости. Потом выдвинулся Мар- тин Лютер. Это был чело- века весьма даровитый и любитель богословских споров. Спорил он о мно- гих важных предметах. Он обладал особым даром ви- деть то, что никто не скры- вает и что отлично видно. Но другие этим даром не обладали и не видели даже того, что творилось при свете дня у них под самым носом. Например, Лютер заметил разврат, которому предавалось священство - а все остальные отфильт- ровывали эту информа- цию как по заказу. Разго- релся богословский спор. Вспомнили про женщин. Монахов и монахинь пе- реженили, даже сам Лютер решил тряхнуть стариной. Женщины вошли в небы- валую моду вместе с бого- словскими спорами. Потом богословские споры плавно переросли в религиозные войны. А война - это уже не жен- ское дело, и про женщин в очередной раз забыли. Про них, может быть, уже никогда и не вспом- нили бы, но технический прогресс подставил всему человечеству подножку. Изобретение разных ма- шин, пылесосов и прочих механизмов привело к то- му, что у женщины дома было уже не так много ра- боты, как прежде. А так как сидеть сложа руки они не привыкла, то тут же и принялась за борьбу за свои права. У этого было два послед- ствия: плохие и хорошие. Плохо было то, что муж- чины, давно избавившиеся от ответственности, но об- ремененные хотя бы влас- тью, решили, что если женщины так хорошо справлялись с ответствен- ностью, то можно и власть им отдать. Некоторые из мужчин сдались без боя и ушли на пенсию, тем бо- лее, что научно-техничес- кий прогресс обеспечил им кое-какие удобства, ко- торые раньше создавали женщины. Хорошо было то, что когда женщины остались один на один со своим за- воеваниями, они поняли, что переоценили цен- ность трофеев. Опомнив- шись, они хотели было вернуть, так сказать, кеса- реву кесарево (читай: муж- чинам мужское), но не тут то было. Они огляделись, но не нашли в округе ни одного мужчины, на кото- рого можно было бы взва- лить завоеванное в тяжких боях бремя. Тогда они пой- мали нескольких бродяг, которым и всучили власть, пообещав помощь и со- действие в свободное от работы время. С тех пор власть принадлежит бро- дягам, а женщины никак не могут найти свободно- го от работы времени, что- бы разъяснить им, что к чему в этих делах. Церковь не осталась в стороне от всех этих со- бытий. Все это время она разражалась богослов- скими спорами не разные темы. В конце концов, они нашли выход, как из- бежать религиозных войн и придумали либерализа- цию. Что это такое? Очень просто. Они поста- вили у входа в церковь ур- ну, в которую каждый мог кидать свои пожелания на маленьких записочках. Потом они во избежании конфликтов наняли пис- ца, который не обладал качеством Лютера видеть то, что видно всем, а на- оборот, обладал даром его противников ничего не видеть, не слышать и не говорить. Он перепи- сывал содержание ма- леньких записочек в ре- естр и печатал его в газе- тах под заголовком: тен- денции современной церкви. Среди таковых были: разрешение одно- полых браков, признание эволюции, самоуправле- ние общин и пр. Вспом- нили и про женщин. На одной из записочек кто-то написал: «женское священство» и эта тема тоже попала в газеты. Те, кто обладал редким даром а ля Лютер, пытались бы- ло обратить внимание об- щественности на то, что в списочке перемешано и плохое, и хорошее, но большинство предпо- чло разделиться на два ла- геря (сторонников либе- рализации и противников оной) и богословски спо- рило не вдаваясь в детали. Все это продолжается и по сей день, и будет продолжаться дальше, ибо, как заметил один ум- ник (большой любитель женщин, между прочим): нет ничего нового под солнцем. |
Обзор номера На основную страницу "Харизма-новости" |